На главную страницу    


        

 «Церковь движется»

или

«Загнанных лошадей пристреливают»

 

«либо лидируй, если хватает ума и откровения, либо повинуйся, либо пошел ты на все четыре стороны. Здесь надо выбирать что-то одно. А если ума нет для лидирования и кишка тонка повиноваться, и ты где-то болтаешься между тем и другим, ты мешаешь и тем, и другим. Поэтому выбери что-то одно. И Бог говорит: "Вот на кого я призрю: на трепещущего перед словом Моим".

Анслем Мадабуко

   

Возможно кого-то из вас, привели в некоторое замешательство слова известного в своей среде африканского проповедника приведенные мною в качестве эпиграфа к данной статье. Но, к большому сожалению, чернокожий лидер своей шокирующей откровенностью лишь озвучил давно уже существующее положение во многих современных церквях.

Но, давайте оставим на время шокирующий тон данного заявления и обратимся к тому что собственно стоит за ним и что собственно за проблему данное заявление отражает.

Не раз наверное приезжие проповедники периодически «встряхивающие» нашу общину своими зажигательными речами, произносили слова примерно следующего содержания « Церковь движется! Не опоздай! Следуй за пастырем и будь членом единой команды». Не раз, возможно, многие из нас оказывались слушателями подобных призывов и подстегиваемые беспокойным желанием не опоздать воодушевлялись на новые дела, послушно следовали в кильватере пасторского помазания. Но что стоит за этими красивыми лозунгами и что за проблемы могут за ними скрываться? 

Чтобы ответить на эти вопросы позволю себе начать пожалуй не с главного, а так сказать немного из далека.

Не знаю как вам, но мне довольно часто приходится слышать в ответ на обсуждение слов или действий каких то конкретных личностей аргументы примерно следующего содержания: « Какое мне дело до другого, ведь на суде Божьем я за себя дам отчет, а не за другого». При этом данная логика зачастую приправлена следующими словами из Писания: «Не судите да не судимы будите», что рождает определенное чувство вины у человека взявшего на себя неосторожность покуситься сделать замечание в адрес другого. Мысль данной логики на первый взгляд казалось бы правильная, и вроде бы Библейски обоснована, но от основного внимания как то ускользает тот факт что данная логика невольно полностью освобождает тебя от ответственности за своего ближнего, что в свою очередь является не исполнением одной из основных библейских заповедей носящей название: «любовь к ближнему».

Каким образом спросите вы? Чтобы не быть голословным, приведу в качестве иллюстрации слова Бога к пророку Иезекиилю: «Когда Я скажу беззаконнику: "смертью умрешь!", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою. И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих. Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою.» [Иезекииль 3:18-21]. Как видим из данного отрывка, Господь достаточно красноречиво и доходчиво раскрывает последовательность и принцип ответственности человека за своего ближнего.

К сожалению, данная проблема, проблема отсутствия ответственности за своего ближнего, является проблемой не только отдельных личностей. Это проблема и многих современных церквей в целом. И первопричиной ее зачастую является вовсе не желание исполнить Господне повеление «не судите», а скорее оно преследует цель исполнить свое желание выражающееся в фразах - «ты меня не трогай, а я не трону тебя», «делай что хочешь и позволь мне делать тоже». Зачастую именно подобная эгоистичная логика движет теми кто на первый взгляд придерживается принципа : «не судите». Есть еще одна причина и причина эта - собственный грех, как говорят в народе – у самого рыльце в пушку. Все это увы, звенья одной цепи, ловко скрывающиеся за Библейской заповедью «не судите».

Но оставим на время данные мотивы и вернемся собственно к самой озвученной нами проблеме, к проблеме ответственности за ближнего, точнее к отсутствию данной ответственности. 

В нашем мире все куда то спешат, все куда то торопятся. Казалось бы сама жизнь диктует эту бешенную гонку. Человек не успевает за временем, не успевает за техническим прогрессом. Еще вчера калькулятор был достоянием далеко не каждого, сегодня же не успеваешь даже следить за компьютерными обновлениями. Еще недавно только счастливчики обладали телефонами, сегодня же без системы Инмарсат и сотовой телефонии жизнь для многих уже не мыслима. И человек всеми своими силами стремиться не отстать от времени. Чуть-чуть зазевался, чуть-чуть опоздал и ты уже обречен носить далеко не почетный титул «чайника». Напротив, кто постоянно следит за обновлениями, кто держит руку на пульсе прогресса тому становиться приятно осознавать, что ты идешь в ногу со временем, хотя как не старайся, а за всем все равно не уследишь, все равно где-то да не успеешь.

Как парадоксально это не звучит но, во многих современных церквях наблюдается подобная картина. Постоянная гонка, постоянная атмосфера горячки, постоянное обновление «помазания». Всеми силами силясь держать темп, всеми силами стараясь не опоздать, не желая плестись в хвосте, многие христиане становятся непосредственными участниками неизвестно кем навязанной гонки. Не берусь сегодня  давать характеристику самой этой спешки, я все же хотел бы все-таки сказать, что в этой постоянной гонке за новым «помазанием» на резких поворотах из «церковного обоза» очень часто выпадают ранее ценные вещи. Одной из таких ценностей выпавших из обоза некоторых современных церквей как раз и является забота о ближнем и ответственность за него. В этой гонке человек как бы теряет свою личностную и индивидуальную ценность превращаясь в деталь динамично набирающего обороты механизма.

Постоянно обновляющиеся церковные проекты и амбициозные идеи во многих церквях по сути дела заслонили собой то, ради чего собственно и была пролита кровь Христова, заслонили собой человека как личность, превратив его в шестеренку бесчувственной машины, а церковь из живого организма превратили в бездушный механизм. К большому сожалению для многих носителей данных идей и проектов, люди являются лишь инструментом достижения своих амбициозных целей, как правило полученных по «откровению свыше». И что только не входит в этот широкий диапазон пастырского видения и «нового помазания». В зависимости от уровня церкви, здесь и  всевозможные строительства порою движимые желанием превзойти храм Соломона, тут и образовательные  и всяческие творческие проекты и даже христианские банки. Полный список таких церковных амбициозных идей занял бы наверное достаточно внушительный объем печатного текста. Прибавьте к этому хорошо приправленные «библейские» основания этих целей и вы получите современный проект постройки Вавилонских башен церковного масштаба.

Это всего лишь одна сторона того как день за днем взрослые люди играют в ими же самими придуманную игру которой дали название «церковь», хотя реальная Церковь Христова это далеко не игра. И в этой игре, в игре в «церковь», как и в любой другой существуют свои правила, которые порой ох как далеки от правил предложенных Библией. Выдержка из этих правил и была процитирована мной в качестве эпиграфа к данной статье: «либо лидируй, если хватает ума и откровения, либо повинуйся, либо пошел ты на все четыре стороны.» Если бы не Анслем Мадабуко, то это правило вряд ли кто то бы отважился произнести вслух. Я попытался сегодня мало касаться первой категории людей и попытался вообще не говорить о второй. В данной статье меня интересует третья категория, категория нежеланных, категория которой порой все же открытым текстом откровенно указывают на дверь, откровенно говоря, что ты здесь лишний и твоими проблемами никто не будет долго заниматься.  

Но почему сегодня это происходит? Почему сегодня многие христиане оказываются за бортом церковных кораблей?

К сожалению человек так устроен, что с большой неохотой берет на себя попечение о других (эта тенденция особенно обострена в последнее время). Как не крути, а своя рубашка упорно оказывается ближе к телу и проблемы другого зачастую в лучшем случае встречают лишь «дежурные» слова сочувствия. Иногда даже нас не хватает для того чтобы просто помолиться вместе с братом о его проблеме, не говоря уже о чем то большем.  Многие просто предпочитают пройти мимо предоставив ближнему в одиночку решать свои проблемы. Об этом в частности предупреждал Иисус в Евангелие от Луки 10:30-35 «некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.» Сегодня эта история увы повторяется и уже к сожалению не в качестве притчи, а в качестве реальных событий. Помогать ближнему, это хлопотно, это всегда несет с собой элемент жертвенности, элемент того, что от чего-то своего нужно будет отказаться в пользу другого. В ущерб себе придется заняться проблемами другого, а при нынешней житейской спешке это ощущается особо остро. Поэтому и священник и левит предпочитают пройти мимо, спеша «послужить Господу» в храме не обременяя себя перевязкой ран и не тратя на это своих кровных ресурсов возливая на раны вино и масло. Зато уж в храме, прелюдно, священник и левит на словах так красиво расскажут вам о жертвенности и любви, что даже слеза накатиться у раскрывших рты слушателей и никто даже не узнает, что еще каких ни будь пол часа назад служитель так ревностно говорящий о любви прошел мимо, оставив на дороге умирать истекающего кровью человека.

Сегодня мало кто хочет нести груз ответственности, ответственности в случае своих ошибок, а так же в случае проблем возникших у ближнего? Поэтому уже наученные «горьким» опытом многие церкви чтобы в будущем в случае возникновения проблем как-то обезопасить себя от нападок и лишних нежелательных вопросов прибегают к конфессиональной анонимности, а также иногда пользуются приемами пример которого мне бы хотелось привести. Чтобы не дать повода «облизываться» любителям пикантностей я все же вынужден сам прибегнуть к некой анонимности и поэтому имена героев этой малоприятной истории все же будут скрываться за безликими заглавными литерами.

Итак в одной церкви при определенных обстоятельствах, некоторые моменты которых будут упущены, лишилась рассудка довольно заметная в церковной среде сестра Л. Находясь на ложе в соответствующем заведении сестру первое время посещали другие братья и сестры некоторые из которых проявили поистине достойные подражания примеры братской любви. Но вот как решили «помочь» сестре и выйти из данной ситуации некоторые служителя церкви. Когда служитель В. (ныне пастор) церкви в которой произошел данный инцидент, обратился за советом к «доброму самарянину» П. (я бы без преувеличения сказал к служителю республиканского масштаба), то получил совет относительно методов практикуемых  в церкви самого П.  Оказывается в церкви служителя П. таких сестер (или братьев) «выводят» из членов церкви.  Чтобы читателю был понятен смысл вложенный в слово «выводят» то скажу что смысл его практически тот же что и у слова «изгладить».  При таком «вывождении» (простите за неологизм, но другого слова не подберу) из членов церкви имя  человека и данные о нем полностью уничтожаются таким образом будто этого человека и не существовало вовсе в списках членов данной церкви. Мудрая практика не правда ли? Кому нужны эти проблемы, кому нужны эти лишние вопросы, поэтому просто выводим из членов и все, а там пусть сами выкручиваются. Мудрая практика, но лукавая. Так что если ты брат по какой то причине оказался источником проблем (не важно какого характера) для церкви и ее руководства, то вполне может оказаться и то что ты уже выведен из членов общины. Но выводи, не выводи, а проблема и связанные с ней вопросы все равно остаются. Еще не одному страусу не удавалось действительно скрыться спрятав голову в песок. Но на вопросы эти мало кто отвечает, а от проблем стараются просто уходить, как будто их и не существует вовсе. Вот и приходиться прятать голову в песок отказывая упавшему брату-наркоману в праве ходить в церковь, а одержимому члену церкви в праве о помощи. Никто не хочет нести бремена друг друга, вот поэтому и рождаются из уст пастыря фразы типа: «Бомж не может быть христианином». Вам самим судить о Библейской обоснованности подобного заявления. А может бомж потому не может быть христианином, что о нем нужно будет заботиться далеко не так как «заботятся» обо всех? Ведь отсутствие такой заботы уже не скроешь за коробочкой Рождественского подарка (который кстати зачастую предварительно вскрывается и тщательно потрошится как правило бдительными женами пасторов). Тут надо действительно отдать многое, вложить без надежды получить обратно. Поэтому и указывают на дверь человеку без определенного места жительства во избежании этих, далеко не приятных, хлопот.

Апостол Павел в первом послании к Коринфянам, очень четко описал принципы церковного домостроительства, а также принципы ответственности каждого члена церкви за своего ближнего. Вот в частности некоторые из них: 1Кор.12:22- 25 Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.

Как видим Павел не учил уходить от ответственности за брата, не учил проходить мимо. И приоритеты этой ответственности показанные Павлом тоже, как мне кажется, на лицо – «Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге». Однако на деле сегодня оказывается далеко не так. Как ни парадоксально, но во многих церквях сегодня в почете благородные члены, а попечение о менее благородных если не прекращено полностью, то уж отодвинуто далеко на задний план. С каким трепетом сегодня в церквях опекают бизнесменов и знатных людей, приносящих ощутимую пользу и материальный доход. Эта опека обратно пропорциональна опеке о членах «неблагообразных». Конечно с денежными кошельками в случае возникновения у них проблем можно и повозиться, т.к. в будущем это принесет ощутимую пользу, а вот с теми у кого «не хватает ума и помазания и кишка тонка повиноваться» предпочитают долго не возиться. И как горько становиться тогда когда наблюдаешь картину при которой бывший некогда активный христианин вдруг становиться источником  проблем для руководства церкви, как оставляют его окровавленным умирать в одиночку на дороге и как его место в строю занимает другой. В живом организме, заболевшую часть тела лечат и только в бездушной машине сломанные детали выбрасывают и заменяют на новые. Вот так, довольно просто можно отличить игру в церковь от настоящей церкви Христовой.

Но к большому сожалению, сегодня Церковь, даже протестанты с их неизменными упреками в адрес православных, зачастую рассматривают как место сбора, а не как единый организм собранных вместе людей во имя Христово. Разошедшись после служения каждый представлен самому себе. Кто и какими проблемами живет мало кого интересует, зато остро интересуют горячие новости из личной жизни расходящиеся в виде слухов и налипающие друг на друга как снежный ком. При чем основными их разносчиками как правило и являются те кто постоянно твердят «не судите».

Даже при наличие серьезных финансовых проблем некоторые находчивые служителя умудряются выжать из прихожан все соки до последней капли. И знаете как происходит такая «помощь» в преодолении финансовых трудностей? Примерно так: «Отдай Богу то что у тебя осталось и пожнешь во сто крат». Так что не переживайте, пока с вас, как говориться, есть что взять, подобная «помощь» вам обеспечена.

Наверно вполне достаточно приведенных примеров для того чтобы самим себе задать некоторые вопросы и задуматься над своей христианской жизнью. Да я, согласен приятного в этом мало, но уходить от решения этих проблем это то же что и пройти мимо окровавленного человека. Хуже неверного может оказаться тот кто не печется о ближнем. Как все таки хочется чтобы Библейские принципы Божьего домостроительства с треском выгнали из церквей принципы мирские. Как все таки хочется чувствовать себя членом (пускай и неблагообразным) живого организма Тела Христова, нежели чувствовать себя шестеренкой в бездушном механизме. Знаете, в морской практике есть такой момент. Когда подходят определенные сроки, то каждый агрегат судна подвергается проверке на его дальнейшую работоспособность и соответствию минимальным требования. В частности такой проверке подвергается и якорная цепь. Так вот, крепость якорной цепи определяется по самому слабому ее звену. То есть вся цепь, какими бы мощными и крепкими не были бы другие звенья, выдержит ровно столько, сколько выдержит самое слабое ее звено. Может, стоит и нам, по самому слабому звену определять уровень церкви, уровень нашей любви к ближнему, уровень нашей ответственности? Какой толк от бесконечных разговоров и проповедей о любви без самой любви на практике?

Пусть Господь поможет каждому из нас осознать всю степень нашей ответственности перед ближним и пусть нашим принципом станет принцип озвученный Апостолом Павлом в 1-м послании к Коринфянам «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены И вы -- тело Христово, а порознь -- члены.»1 Кор. 12:26.

Да благословит вас Господь!  


 

 

На главную страницу    

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Hosted by uCoz