На главную страницу 
Статьи

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

         «Неверующий Апостол»    

Вероятно из названия этой статьи многие из вас дорогие друзья уже догадались о чем пойдет в ней речь. Думаю вам, как и мне, довольно часто приходилось слышать проповеди основанные на очень известной истории о том, как один из двенадцати святых Апостолов не поверил свидетельству своих товарищей о чудесном воскресении Иисуса и потребовал для себя дополнительных доказательств, выразив свои требования в следующих словах - если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. От Иоанна 20:25
Хотя сама история предшествующая этим словам достаточно известна многим из нас, но я все же хотел бы снова перенести вас в те дни и еще раз вместе с вами стать незримым участником тех далеких событий. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. от Иоанна 20:24-29
Казалось бы история эта уже настолько известна, что вряд ли есть повод предположить что в ней остаются некие нераскрытые темные пятна, требующие освещения. Однако, как мне кажется, в изложении этой истории, в извлекаемых из нее уроках, существуют если и не эти самые темные пятна, то уж наверняка имеются некоторые моменты явно обойденные вниманием. Но начну все по порядку.
Довольно часто повествование о неверии одного из учеников Христовых закладывалось в основание множества проповедей которые на примере Апостола Фомы в разном диапазоне раскрывали все негативные стороны его веры. Даже имя Фомы стало для многих людей нарицательным с неизменным прилагаемым к нему эпитетом «неверующий». Да и сам данный синдром поведения апостола в определенных христианских кругах получил характерное название известное многим из нас как «вера Фомы».
Да, история эта действительно поучительная и действительно заслуживает особого внимания. Но опять таки, все ли точки в данном вопросе расставлены над «и»? Какой вывод обычно делают сегодня проповедники из данной истории? Какой основной урок извлекается?
Я думаю что не открою для вас Америки если скажу, что как правило поведение в данной ситуации апостола Фомы отображается как весьма негативное и отнюдь не рассматривается в качестве примера для подражания. Вера Фомы, приобретает скорее форму неверия, и его вере основанной как бы на чувственном восприятии, противопоставляется иная вера основанная на уверенности в невидимом. Казалось бы и слова Иисуса ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. как бы подводят черту и ставят точку в этой истории говоря по сути о том, что вере Фомы нет места среди блаженства верующего и что принцип невидевшие и уверовавшие становиться  единственно правильным и эталонным.
Такой вывод из данной истории сегодня уже приобрел как бы форму стандартной заготовки которая извлекается всякий раз когда речь заходит о принципах веры. Но давайте попробуем отойти от этого шаблона и попытаемся мыслить немного шире и для этого давайте зададимся рядом вопросов на которые сами и постараемся ответить. Вот в частности некоторые из них: можно ли в вере Фомы при всей ее так сказать негативности найти что-либо положительное? И если да, то что именно?
Чтобы ответить на эти вопросы наиболее полно, для этого как мне кажется, нужно попытаться воссоздать саму атмосферу тех событий в которой собственно и родилась «вера Фомы».
И снова мы с вами переносимся в те далекие времена когда на земле происходят события поистине вселенского масштаба, события, которые повлияли на ход истории для всего человечества. Несколько дней тому назад на кресте казнят человека  о котором многие из Его учеников надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля Луки 24:21. Но незаслуженная ужасная смерть казалось бы навсегда развеяла эти надежды. Однако проходит время и многие из учеников, один за другим становятся очевидцами чудесного явления воскресшего Христа. Сначала Иисус является Марии, женщинам, затем двум другим ученикам и наконец апогеем этого чуда стало явление апостолам. Тяжело представить и уж тем более описать те чувства и переживания которые охватывали в тот момент участников тех далеких событий, но одно можно почти с полной уверенность сказать, что это были чрезвычайно необычные и крайне захватывающие переживания. Однако апостолу Фоме не удалось вместе со всеми стать участником этого чуда и он был вынужден довольствоваться рассказом своих друзей. Осмелюсь предположить что фраза мы видели Господа в Евангелии от Иоанна 20:25 отнюдь не передает всю полную картину происходящего и достаточно скупа для ее отражения. Можно себе только представить как апостолы старались описать увиденное и пережитое ими, и как пытались убедить в этом своего друга. Я думаю что недостатка в словах и эмоциях у рассказывающих в тот момент не было. Но все же создается впечатление, что не поверив свидетельству своих друзей, Фома как бы занял  позицию противоположную им, и если хотите, занял сторону оппозиционную. Он наотрез отказался принимать красноречивые и захватывающие свидетельства своих друзей. Наверняка все эти восемь дней продолжал он томиться сомнениями и я опять таки осмелюсь предположить что все эти восемь дней среди учеников Христа только и велись разговоры о чудесном воскресении их Учителя. Согласитесь, такое необычное событие тяжело было оставить без внимания и без упоминания на протяжении всех этих восьми дней. Возможно даже, Фому снова и снова пытались убедить его товарищи  в истинности своего свидетельства, и возможно он вновь и вновь твердил свое – если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. Но не будем мудрствовать сверх того что написано, и оставив наши предположения снова обратимся к Писанию.
Итак, по прошествию восьми дней, Фома уже вместе со всеми апостолами сам становится свидетелем чудесного явления воскресшего Христа.  Более того Христос лично предлагает Фоме проверить истинность Своего явления предоставив апостолу шанс убедиться в этом вложив в Его раны свои перста. Находясь под впечатлением происходящего Фома восклицает - Господь мой и Бог мой! Отныне неверию апостола был положен конец.
Теперь анализируя эту ситуацию, давайте попытаемся посмотреть в глаза упрямым фактам. Скажите, разве осталась без ответа «вера Фомы»? Разве не было удовлетворено его неверие? Разве не получил он то чего хотел и разве остались без ответа аргументы его неверия ? Или может быть Фоме было в этом отказано? А может быть за одно было отказано и в апостольстве или отказано в спасении? Иисус хоть и упрекнул апостола в неверии однако сделал это только после того как явил доказательства реальности происходящего. Да и принцип блаженства не видящих но верующих был озвучен Иисусом уже после того как персты апостола побывали в ранах Спасителя, после того как поверил увидевший. Я вовсе не собираюсь оспаривать тот факт что неверие зачастую становиться тормозом для действий Божьих, но вот вопрос, все ли случаи неверия нужно соизмерять одинаково? Или может быть в каждом отдельном случае стоит ответить на вопрос по каким причинам происходит это неверие? По каким причинам не поверил свидетельству своих друзей апостол Фома? Я далек от мысли что Фома был сторонником садукейской ереси и не верил вообще в возможность воскресения. Но почему-то ему было не достаточно свидетельства других, а может быть эти свидетельства звучали для него не убедительно? Или может Фома задавал слишком много вопросов на которые ученики столь пылко свидетельствовавшие о явлении Иисуса не смогли ответить?
Но какими бы не были причины «веры Фомы», как мне кажется это были явно не причины его закостенелого патологического неверия. Не следует забывать тот факт что Фома искренне любил Иисуса и даже был готов умереть вместе с Ним.( Иоан.11:16 ) (1) Так же не следует забывать что апостол после смерти Христа не отрекся от веры и по-прежнему оставался в числе учеников Христовых. Так может быть он все-таки по своему разумно поступил что не поверил свидетельству людей, а предпочел получить свидетельство от самого Бога? Не об этом ли по сути говорит и апостол Иоанн: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они,… 1Иоан.4:1. Так действительно ли вере Фомы нет места в среде истинных верующих?
Теперь оставляя апостольские времена вернемся в наше время. И чисто гипотетически попробуем представить подобную ситуацию в ниши дни. Попробуем представить как сегодня выглядел бы апостол Фома заявив свое если не увижу … не поверю. Как вы думаете, смог бы сегодня Фома занять достойное место среди современных апостолов? Смогла бы его вера удержать его в одном ряду с современными «столпами церкви»? И как скажите ответ Иисуса апостолу Фоме смотрится сегодня на фоне запугивающих пророчеств примерно такого содержания: «Если вы замедлите поверить Моим словам, то отвергну вас и изберу Себе мужей, которые будут служить лучше, чем вы». Или же вот это: «Бог посрамит тех кто не поверил этому пророчеству. Посрамит и обнажит догола»
Как созвучны эти слова действиям Иисуса в день явления апостолам? Говорит ли это Дух того же Бога что позволил апостолу Фоме вложить персты в свои раны или все таки это говорит другой дух? Какой из нас отец отречется и отвергнет сына только из-за того, что он захочет испытать истинность сказанных нами слов? Так неужели и впрямь мы должны быть такими легковерными ко всем словам с неизменной приставкой «так говорит Господь»? Неужели мы действительно должны проглатывать все не прожевывая? Что может обойтись дороже, наше желание проверить или же наше безразборчивое доверие к любому кто говорит, что имеет откровение от Бога?
Апостолу Фоме не было отказано в ответе. Он имел право на сомнение и его искреннее и горящее к Истине сердце получило желаемое. Господь никогда не оставит такое сердце без ответа. Вспомните ветхозаветную историю с Гедеоном. Сам Бог явился ему и сказал: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека. (Суд.6:16) Но все же Гедеон дважды затребовал для себя дополнительного доказательства истинности сказанных ему слов: И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я расстелю [здесь] на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. И сказал Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса.(Суд.6:36-40) Отринул ли Бог за это Гедеона? Посрамил ли предав поражению? Если нет, тогда что же это? Неверие или все-таки рассудительность? Да, Бог безусловно ревностен к Своему слову, но Он никогда не откажет рассудительным и преданным Ему сердцам.
Не нужно мерить одной гребенкой любое сомнение относительно сказанных, пусть даже от Самого Бога слов. Одно дело патологическое неверие, которое не прилагает никаких усилий в направлении веры, другое же дело когда неверие все же прилагает эти усилия чтобы поверить, хоть и требует для себя дополнительных доказательств. И это далеко не звенья одной цепи. Ведь не ставим же мы веру бесов в один ряд с нашей верой, так почему же в таком случае должен стоять знак равенства между любым проявлением «неверия»?
К сожалению сегодня зачастую без разбора словом «неверие» именуется любая попытка рассудительности, именуется любая попытка поставить под сомнение истинность  слов или действий приписываемых Духу Святому. «Вере Фомы» сегодня отказывают в праве на существование.  По мнению некоторых сегодня, Фома уже не может рассчитывать на тот же ответ, что и раньше. Сегодня уже Господь не придет ради одного неверующего ученика чтобы явить ему доказательства своего воскресения, сегодня Господь предпочитает пройти мимо и избрать себе других, отказав Фоме в праве на ответ и заодно в праве на апостольство, а может даже и в праве на спасение. Так есть ли сегодня у Фомы шанс снова услышать слова любящего Учителя: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим? Ответьте сами на этот вопрос.
 
  
(1) Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним. Иоан.11:16 Ý
 
Да благословит вас Господь!  

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На главную страницу 
Статьи


Hosted by uCoz
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU