---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Неверующий
Апостол»
- Вероятно из
названия этой статьи многие из вас
дорогие друзья уже догадались о чем
пойдет в ней речь. Думаю вам, как и мне,
довольно часто приходилось слышать
проповеди основанные на очень известной
истории о том, как один из двенадцати
святых Апостолов не поверил
свидетельству своих товарищей о чудесном
воскресении Иисуса и потребовал для себя
дополнительных доказательств, выразив
свои требования в следующих словах - если
не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не
вложу перста моего в раны от гвоздей, и не
вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
От Иоанна 20:25
- Хотя сама
история предшествующая этим словам
достаточно известна многим из нас, но я
все же хотел бы снова перенести вас в те
дни и еще раз вместе с вами стать незримым
участником тех далеких событий. Фома
же, один из двенадцати, называемый
Близнец, не был тут с ними, когда приходил
Иисус. Другие ученики сказали ему: мы
видели Господа. Но он сказал им: если не
увижу на руках Его ран от гвоздей, и не
вложу перста моего в раны от гвоздей, и не
вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
После восьми дней опять были в доме
ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус,
когда двери были заперты, стал посреди
них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме:
подай перст твой сюда и посмотри руки Мои;
подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не
будь неверующим, но верующим. Фома сказал
Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус
говорит ему: ты поверил, потому что увидел
Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
от Иоанна 20:24-29
- Казалось бы
история эта уже настолько известна, что
вряд ли есть повод предположить что в ней
остаются некие нераскрытые темные пятна,
требующие освещения. Однако, как мне
кажется, в изложении этой истории, в
извлекаемых из нее уроках, существуют
если и не эти самые темные пятна, то уж
наверняка имеются некоторые моменты явно
обойденные вниманием. Но начну все по
порядку.
- Довольно
часто повествование о неверии одного из
учеников Христовых закладывалось в
основание множества проповедей которые
на примере Апостола Фомы в разном
диапазоне раскрывали все негативные
стороны его веры. Даже имя Фомы стало для
многих людей нарицательным с неизменным
прилагаемым к нему эпитетом «неверующий».
Да и сам данный синдром поведения
апостола в определенных христианских
кругах получил характерное название
известное многим из нас как «вера Фомы».
- Да, история
эта действительно поучительная и
действительно заслуживает особого
внимания. Но опять таки, все ли точки в
данном вопросе расставлены над «и»? Какой
вывод обычно делают сегодня проповедники
из данной истории? Какой основной урок
извлекается?
- Я думаю что
не открою для вас Америки если скажу, что
как правило поведение в данной ситуации
апостола Фомы отображается как весьма
негативное и отнюдь не рассматривается в
качестве примера для подражания. Вера
Фомы, приобретает скорее форму неверия, и
его вере основанной как бы на чувственном
восприятии, противопоставляется иная
вера основанная на уверенности в
невидимом. Казалось бы и слова Иисуса ты
поверил, потому что увидел Меня; блаженны
невидевшие и уверовавшие. как бы
подводят черту и ставят точку в этой
истории говоря по сути о том, что вере
Фомы нет места среди блаженства
верующего и что принцип невидевшие
и уверовавшие становиться
единственно правильным и эталонным.
- Такой вывод
из данной истории сегодня уже приобрел
как бы форму стандартной заготовки
которая извлекается всякий раз когда
речь заходит о принципах веры. Но давайте
попробуем отойти от этого шаблона и
попытаемся мыслить немного шире и для
этого давайте зададимся рядом вопросов
на которые сами и постараемся ответить.
Вот в частности некоторые из них: можно ли
в вере Фомы при всей ее так сказать
негативности найти что-либо
положительное? И если да, то что именно?
- Чтобы
ответить на эти вопросы наиболее полно,
для этого как мне кажется, нужно
попытаться воссоздать саму атмосферу тех
событий в которой собственно и родилась «вера
Фомы».
- И снова мы с вами переносимся в те
далекие времена когда на земле
происходят события поистине вселенского
масштаба, события, которые повлияли на
ход истории для всего человечества.
Несколько дней тому назад на кресте
казнят человека о
котором многие из Его учеников надеялись
было, что Он есть Тот, Который должен
избавить Израиля Луки 24:21. Но
незаслуженная ужасная смерть казалось бы
навсегда развеяла эти надежды. Однако
проходит время и многие из учеников, один
за другим становятся очевидцами
чудесного явления воскресшего Христа.
Сначала Иисус является Марии, женщинам,
затем двум другим ученикам и наконец
апогеем этого чуда стало явление
апостолам. Тяжело представить и уж тем
более описать те чувства и переживания
которые охватывали в тот момент
участников тех далеких событий, но одно
можно почти с полной уверенность сказать,
что это были чрезвычайно необычные и
крайне захватывающие переживания. Однако
апостолу Фоме не удалось вместе со всеми
стать участником этого чуда и он был
вынужден довольствоваться рассказом
своих друзей. Осмелюсь предположить что
фраза мы видели Господа
в Евангелии от Иоанна 20:25 отнюдь не
передает всю полную картину
происходящего и достаточно скупа для ее
отражения. Можно себе только представить
как апостолы старались описать увиденное
и пережитое ими, и как пытались убедить в
этом своего друга. Я думаю что недостатка
в словах и эмоциях у рассказывающих в тот
момент не было. Но все же создается
впечатление, что не поверив
свидетельству своих друзей, Фома как бы
занял позицию противоположную им, и
если хотите, занял сторону оппозиционную.
Он наотрез отказался принимать
красноречивые и захватывающие
свидетельства своих друзей. Наверняка
все эти восемь дней продолжал он томиться
сомнениями и я опять таки осмелюсь
предположить что все эти восемь дней
среди учеников Христа только и велись
разговоры о чудесном воскресении их
Учителя. Согласитесь, такое необычное
событие тяжело было оставить без
внимания и без упоминания на протяжении
всех этих восьми дней. Возможно даже, Фому
снова и снова пытались убедить его
товарищи в
истинности своего свидетельства, и
возможно он вновь и вновь твердил свое – если
не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не
вложу перста моего в раны от гвоздей, и не
вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
Но не будем мудрствовать сверх того что
написано, и оставив наши предположения
снова обратимся к Писанию.
- Итак, по прошествию восьми дней, Фома уже
вместе со всеми апостолами сам
становится свидетелем чудесного явления
воскресшего Христа. Более
того Христос лично предлагает Фоме
проверить истинность Своего явления
предоставив апостолу шанс убедиться в
этом вложив в Его раны свои перста.
Находясь под впечатлением происходящего
Фома восклицает - Господь
мой и Бог мой! Отныне неверию
апостола был положен конец.
- Теперь
анализируя эту ситуацию, давайте
попытаемся посмотреть в глаза упрямым
фактам. Скажите, разве осталась без
ответа «вера Фомы»? Разве не было
удовлетворено его неверие? Разве не
получил он то чего хотел и разве остались
без ответа аргументы его неверия ? Или
может быть Фоме было в этом отказано? А
может быть за одно было отказано и в
апостольстве или отказано в спасении?
Иисус хоть и упрекнул апостола в неверии
однако сделал это только после того как
явил доказательства реальности
происходящего. Да и принцип блаженства не
видящих но верующих был озвучен Иисусом
уже после того как персты апостола
побывали в ранах Спасителя, после того
как поверил увидевший. Я вовсе не
собираюсь оспаривать тот факт что
неверие зачастую становиться тормозом
для действий Божьих, но вот вопрос, все ли
случаи неверия нужно соизмерять
одинаково? Или может быть в каждом
отдельном случае стоит ответить на
вопрос по каким причинам происходит это
неверие? По каким причинам не поверил
свидетельству своих друзей апостол Фома?
Я далек от мысли что Фома был сторонником
садукейской ереси и не верил вообще в
возможность воскресения. Но почему-то ему
было не достаточно свидетельства других,
а может быть эти свидетельства звучали
для него не убедительно? Или может Фома
задавал слишком много вопросов на
которые ученики столь пылко
свидетельствовавшие о явлении Иисуса не
смогли ответить?
- Но какими бы
не были причины «веры Фомы», как мне
кажется это были явно не причины его
закостенелого патологического неверия.
Не следует забывать тот факт что Фома
искренне любил Иисуса и даже был готов
умереть вместе с Ним.( Иоан.11:16 ) (1)
Так же не следует забывать что апостол
после смерти Христа не отрекся от веры и
по-прежнему оставался в числе учеников
Христовых. Так может быть он все-таки по
своему разумно поступил что не поверил
свидетельству людей, а предпочел
получить свидетельство от самого Бога? Не
об этом ли по сути говорит и апостол Иоанн:
Возлюбленные! не всякому
духу верьте, но испытывайте духов, от Бога
ли они,… 1Иоан.4:1. Так
действительно ли вере Фомы нет места в
среде истинных верующих?
- Теперь оставляя апостольские времена
вернемся в наше время. И чисто
гипотетически попробуем представить
подобную ситуацию в ниши дни. Попробуем
представить как сегодня выглядел бы
апостол Фома заявив свое если
не увижу … не поверю. Как вы думаете,
смог бы сегодня Фома занять достойное
место среди современных апостолов?
Смогла бы его вера удержать его в одном
ряду с современными «столпами церкви»? И
как скажите ответ Иисуса апостолу Фоме
смотрится сегодня на фоне запугивающих
пророчеств примерно такого содержания: «Если вы замедлите поверить Моим
словам, то отвергну вас и изберу Себе
мужей, которые будут служить лучше, чем вы».
Или же вот это: «Бог
посрамит тех кто не поверил этому
пророчеству. Посрамит и обнажит догола»
- Как созвучны
эти слова действиям Иисуса в день явления
апостолам? Говорит ли это Дух того же Бога
что позволил апостолу Фоме вложить
персты в свои раны или все таки это
говорит другой дух? Какой из нас отец
отречется и отвергнет сына только из-за
того, что он захочет испытать истинность
сказанных нами слов? Так неужели и впрямь
мы должны быть такими легковерными ко
всем словам с неизменной приставкой «так
говорит Господь»? Неужели мы
действительно должны проглатывать все не
прожевывая? Что может обойтись дороже,
наше желание проверить или же наше
безразборчивое доверие к любому кто
говорит, что имеет откровение от Бога?
- Апостолу
Фоме не было отказано в ответе. Он имел
право на сомнение и его искреннее и
горящее к Истине сердце получило
желаемое. Господь никогда не оставит
такое сердце без ответа. Вспомните
ветхозаветную историю с Гедеоном. Сам Бог
явился ему и сказал: Я буду
с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как
одного человека. (Суд.6:16) Но все же
Гедеон дважды затребовал для себя
дополнительного доказательства
истинности сказанных ему слов: И
сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь
Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот,
я расстелю [здесь] на гумне стриженую
шерсть: если роса будет только на шерсти,
а на всей земле сухо, то буду знать, что
спасешь рукою моею Израиля, как говорил
Ты. Так и сделалось: на другой день, встав
рано, он стал выжимать шерсть и выжал из
шерсти росы целую чашу воды. И сказал
Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если
еще раз скажу и еще только однажды сделаю
испытание над шерстью: пусть будет сухо
на одной только шерсти, а на всей земле
пусть будет роса. Бог так и сделал в ту
ночь: только на шерсти было сухо, а на всей
земле была роса.(Суд.6:36-40) Отринул ли
Бог за это Гедеона? Посрамил ли предав
поражению? Если нет, тогда что же это?
Неверие или все-таки рассудительность? Да,
Бог безусловно ревностен к Своему слову,
но Он никогда не откажет рассудительным и
преданным Ему сердцам.
- Не нужно
мерить одной гребенкой любое сомнение
относительно сказанных, пусть даже от
Самого Бога слов. Одно дело
патологическое неверие, которое не
прилагает никаких усилий в направлении
веры, другое же дело когда неверие все же
прилагает эти усилия чтобы поверить, хоть
и требует для себя дополнительных
доказательств. И это далеко не звенья
одной цепи. Ведь не ставим же мы веру
бесов в один ряд с нашей верой, так почему
же в таком случае должен стоять знак
равенства между любым проявлением «неверия»?
- К сожалению
сегодня зачастую без разбора словом «неверие»
именуется любая попытка
рассудительности, именуется любая
попытка поставить под сомнение
истинность слов
или действий приписываемых Духу Святому.
«Вере Фомы» сегодня отказывают в праве на
существование. По
мнению некоторых сегодня, Фома уже не
может рассчитывать на тот же ответ, что и
раньше. Сегодня уже Господь не придет
ради одного неверующего ученика чтобы
явить ему доказательства своего
воскресения, сегодня Господь
предпочитает пройти мимо и избрать себе
других, отказав Фоме в праве на ответ и
заодно в праве на апостольство, а может
даже и в праве на спасение. Так есть ли
сегодня у Фомы шанс снова услышать слова
любящего Учителя: подай
перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай
руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь
неверующим, но верующим? Ответьте
сами на этот вопрос.
-
-
- (1) Тогда
Фома, иначе называемый Близнец, сказал
ученикам: пойдем и мы умрем с ним. Иоан.11:16 Ý
-
- Да
благословит вас Господь!
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------